Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    Архив сайта
    Декабрь 2014 (2)
    Ноябрь 2014 (6)
    Октябрь 2014 (4)
    Сентябрь 2014 (4)
    Август 2014 (5)
    Июль 2014 (4)
    ЛЕОНОВ Иван Антонович - единственный в мире летчик летавший без одной руки
    Автор: История_Тулы | 2-01-2011, 02:07


    <strong>Леонов</strong> Иван Антонович

    Леонов Иван Антонович -Герой Советского Союза. единственный в мире летчик (занесен в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолете без одной руки

    Леонов Иван Антонович родился 1 Февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. Отец — Леонов Антон Фёдорович (1897 — 1982 гг ). Мать — Леонова Пелагея Мироновна (1899 — 1936 гг ). Супруга — Леонова Нина Васильевна (1925 года рождения). Дочери: Леонова Анна Ивановна (1947 года рождения), Леонова Нина Ивановна (1966 года рождения ). Помимо двух своих дочерей Леонов Иван Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали ещё 5-х приемных детей, родители которых погибли на войне.

    В 1938 году Леонов Иван Антонович окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно Леонов Иван Антонович учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, Леонов Иван Антонович работал в депо Брянск — 1, затем на заводе «Красный Профинтерн» города Бежица. В Апреле 1941 года Леонов Иван Антоновичпоступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.

    В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье,Леонов Иван Антоновичсовершил 10 боевых вылетов.

    За время войны Леонова Ивана Антоновича трижды считали погибшим. Первый раз это случилось в Апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской школы пилотов вылетел на своё первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая наши бомбардировщики. В том бою Леонов Иван Антонович сбил свой первый вражеский самолёт Ju-88. Когда возвращались, командир звена по радио передал новичку, что его самолёт горит.Леонов Иван Антонович попытался сбить пламя — безрезультатно. Командир приказал прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь в 300 метрах от земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли лётчика в село. Старушка — знахарка, которую привёл председатель колхоза, вправила вывих. Через несколько днейЛеонов Иван Антоновичвозвратился на аэродром. К тому времени его уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.

    Вскоре Леонов Иван Антонович был направлен в город Арзамас для переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учебы он прибыл в город Щигры на Орловско — Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов Иван Антоновичсовершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счет 7 самолётов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 — в групповых боях. 15 Июля 1943 года в воздушном бою Леонов Иван Антонович получил тяжёлое ранение.

    В тот день Леонов Иван Антонович и его ведущий Старший лейтенант Шестак возвращались с аэрофоторазведки и нарвались на группу FW-190. Во время неравного боя ведущий и ведомый потеряли друг друга из виду. Четвёрка «Фоккеров» взяла самолет Леонова в «клещи». Уходя от прицельного огня, Леонов Иван Антонович бросал истребитель из стороны в сторону и вдруг почувствовал, что левое плечо занемело. Посмотрел на руку: она безжизненно свалилась с сектора газа, плетью повиснув вдоль сиденья, залитого кровью. Объятый пламенем самолёт стал неуправляем и вошёл в штопор. Леонов Иван Антонович почувствовал, что теряет сознание, но самолёт сумел покинуть.

    Очнулся через минуту — другую на высоте примерно 1000 метров. Вокруг царила тишина, и только легонько шуршал парашют. Немецкие лётчики решили добить его. Они изрешетили парашют, но не попали. Леонов Иван Антонович приземлился на нейтральной полосе, в заросший кувшинками и тиной сельский пруд. И это спасло ему жизнь, поскольку пробитый парашют на последних сотнях метров почти не тормозил падение. Леонов Иван Антонович снова потерял сознание и лишь намного позже узнал обстоятельства своего спасения. Оказалось, что неподалеку от него приземлился один из сбитых вражеских лётчиков, и немцы с передовой пытались его вытащить. Одновременно на помощь Леонову поспешили наши бойцы. Между поисковыми группами завязался бой, в результате которого противник был отброшен, а Леонова в бессознательном состоянии вытащили из пруда и доставили в расположение советских войск.

    Пока довезли до медсанбата, а оттуда — до полевого госпиталя, развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Много месяцев провел Леонов Иван Антонович в госпитале. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 — до сих пор носит в себе фронтовик.

    Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов Иван Антоновичне терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Леонов Иван Антонович попросился летать. Громов опешил: «Ты же однорукий !» Леонов отрезал: «Был бы двурукий, Вас не просил бы». Командарм обещал подумать. Через неделюЛеонов Иван Антоновичотправился в штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен.

    Ещё в госпитале Леонов Иван Антонович разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа алюминия смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся к ручке сектора газа. В тот же деньЛеонов Иван Антонович впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период боевой истории И. А. Леонова подробно описан в книге командующего 1-й Воздушной армией Генерала  М. М. Громова «На земле и в небе».

    В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте,Леонов Иван Антоновичпопал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой. Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.

    В полку его какое — то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леоновузвания Героя Советского Союза. И кто — то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 Февраля 1995 года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

    После ранения в ногуЛеонов Иван Антоновичвыбыл из лётного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.

    В 1946 году Леонов Иван Антонович  был демобилизован. Работал в системе «Трудовые резервы» воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И. А. Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории по этому виду спорта.

    После переезда в город Бежицу  Леонов Иван Антонович снова работал в «Трудовых резервах» (1950 — 1966 годах). В 1959 году окончил Минский педагогический институт. С 14 Декабря 1966 по 1 Октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном техникуме.

    <strong>Леонов</strong> Иван АнтоновичЛеонов Иван Антонович долгие годы работал в Брянске директором в специальном ремесленном училище (детдоме). Ведёт активную воспитательно — патриотическую работу с молодёжью, систематически выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях, в средствах массовой информации. Он — член Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

    Герой Российской Федерации  Леонов Иван Антонович награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны I-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он — почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И. А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе. "Почётный гражданин города-героя Тулы" (29 января 2003 года), "Почётный член РОСТО", как ветеран-железнодорожник удостоен звания лауреата и награждён дипломом Форума "Общественное признание", почётным знаком "Защитник Отечества" общероссийского общественного движения "Россия Православная". В честь Героя на здании железнодорожного лицея № 2 города Брянска установлена мемориальная доска. О его уникальной судьбе написано более 100 статей, снято 3 документальных фильма. 14 февраля 2007 года по решению Регионального Фонда имени А.П. Маресьева, Герою России Леонову И.А. присвоен почётный титул "Настоящий человек".

    Экспозиции, посвящённые подвигу Героя Российской Федерации  И. А. Леонова, созданы в ряде музеев Тульской, Брянской, Курской областей, в музее Войск ПВО и музее Армавирского института лётчиков. Его имя занесено в энциклопедию «Писатели на пороге ХХI века» ( том 2, стр. 102 ).

    Иван Антонович Леонов — заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством. Живёт Леонов Иван Антонович в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга «Назван человеком из Легенды» ( 1998 — 1999 гг ) и сборник «Поэмы и стихи» ( 1999 г ). О нём самом написано 5 книг: «В небе над Курском» ( Воронеж, 1989 г ), «Первый выпуск Армавирской школы» ( М. Тегенев, Краснодар, 1983 г ), «Земля Пересвета» ( В. Роднов, Приупское издательство, 1984 г ), «Колокол на Долгом лугу» ( В. Овчинников, Молодая Гвардия, 1989 г ), «Десна» ( В. Роднов, Брянск, 1995 г ).





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 4238 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Тула?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    T u l a m e n . r u
     Издательство: Тульский патриот.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Тула, ул. Советская, д. 68.
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта tulamen.ru рассказать о славной истории города Тула, об известных жителях города-героя Тулы. Распространяя информацию о «Городе Герое ТУЛА», Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Тула.
    Сделаем город Тулу лучше совместными усилиями
    .