Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив сайта
    Декабрь 2014 (2)
    Ноябрь 2014 (6)
    Октябрь 2014 (4)
    Сентябрь 2014 (4)
    Август 2014 (5)
    Июль 2014 (4)
    МАЙОРОВ Александр Ильич - «И всяк на земле прохожий…»
    Автор: История_Тулы | 26-12-2010, 19:18


    Автор: Елена Короткая, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ Российской Академии художеств

    Творчество любого художника «вырастает» из детства, семьи, окружения, одни мастера, пытаются бунтарски преодолевать влияние дома, другие же на протяжении всей творческой жизни благодарно обращаются к истокам.

    Если рассматривать жизнь как калейдоскоп, каждое мгновение, сравнивая с определенным кратковременным узором, то первые «стеклышки» биографии, житейской и творческой, Александра Майорова вполне благополучны и обычны. Он родился в 1958 году в Туле, старинном городе, известном своими мастерами, которые одинаково добротно делали самовары, пушки и пряники, вероятно, отсюда и уважение к Работе, и тщательность ее выполнения, свойственная художнику. Этими качествами он обязан не только городу, но, прежде всего семейству, его родители представляют редкий ныне тип подлинных интеллигентов, высокий профессионализм, душевность и скромность которых согревали всех, приходящих в их дом.

    Закончив в 1981 году Тульский Политехнический институт, А.Майоров (к тому времени участник нескольких выставок) пробует себя в дизайне, кинематографии, останавливаясь на станковой живописи, которой и служит четверть века. И вот здесь «обычность» его биографии заканчивается.

    Часто художники, воспитанные и живущие не в столицах, любят подчеркивать свою принадлежность к «малой родине» или всеми силами стремятся покинуть ее. Во многом это явление спровоцировало модные рассуждения о провинции, которая спасет искусство, однако думается, что понятию Искусство чужды географические рамки. А.Майоров своим творчеством доказывает это, ибо оно вплетено в единый современный культурный контекст, одной из важных черт которого является размытость границ между стилями, жанрами, видами творчества. Кинематограф профессиональный притворяется «любительскими» съемками дрожащей камерой, инсталляции приходят на смену сюжетной картине, скороговорка рэпа заменяет слова и музыку» песни. При этом следует отметить ту свободу, с которой художник входит в различные эпохи - ему уютно в мире Вермеера «Угощение вестницы» (2005), где, как и у старого мастера важной становится тема окна - оттуда прилетела вестница с лицом загадочно улыбающейся девушки, панорама далекого морского простора определяет, по-видимому, и смысл известия. Работа «В память о русском модерне» (2004) выполнена в стилистике модерна с его перетекающими плавными объемами, пышным обрамлением прелестной женской головки. В то же время, художник здесь, как и в работе, «Ночные фиалки» (2005), обогащает палитру, вводит элегантную голубовато-фиолетовую гамму, что опять же напоминает о любимом времени мастеров модерна - сумерках и говорит о новых тенденциях в творчестве А.Майорова.

    В своих произведениях А.Майоров намеренно уходит от четкого деления на жанры, он свободен в смешении манер и техник, выборе героев. Художника не увлекает обращение к традиционным жанрам станковой живописи - портрету, натюрморту - хотя черты этих жанров присутствуют во всех его работах. Они вплетаются в единую ткань картин, жанр которых можно определить как философские притчи, живописные размышления. Если чертой портрета принято считать узнаваемость персонажей, то в произведениях «Напутствие»(1989), «Весенний праздник» (1990), «Плотники» (1993), «Изобретатель колеса» (1992) и др. авторская идея воплощена в образах странных чудаковатых существ - мечтательных, мудрых, скорбных «бородачей». При абсолютной фантазийности они, безусловно узнаваемы и если не портретны, то типажны.

    МАЙОРОВ Александр Ильич - «И всяк на земле прохожий…»

    Мир в работах А.Майорова распадается на фрагменты, из которых он выбирает нужное, отбрасывая остальное. В «зазеркалье» созданной художником реальности свое время и города, свои жители. Он как бы договаривается со зрителем, апеллирует к его воображению, способному дорисовать, допридумать. Подобное вовлечение зрителя в творческий процесс, превращение его в соавтора художника значительно расширяет эмоциональное и интеллектуальное поле восприятия картины.

    Художник абсолютно свободен в выборе эпохи, героев, пейзажа. Книжник и интеллектуал, он выплескивает на холст свое чувствование и понимание вечных тем. Библейские сюжеты трактуются им по-новому, с необычной стороны. Это можно назвать своеобразным апокрифом, в работах «Плотники», «Сборщики терновника» он расширяет круг обязательных действующих лиц Нового Завета, что подтверждает причастность каждого к тому, что произойдет на Голгофе. Явление Мессии случается в жизни человека независимо от эпохи, страны или веры и важно не пропустить эту встречу.

    Это - один из мотивов полиптиха «Камни Иерусалима» (1996,2004), состоящего из пятнадцати частей, каждая из которых метафорична и многозначна. Довольно значительный формат (330х170) позволяет воспринимать эту работу целостно и в то же время она не распадается на фрагменты, ибо каждая часть при всей законченности содержательно, композиционно и колористически поддержана общим контекстом произведения.

    То же можно сказать и о диптихе «Сны триумфатора» (2004,), выдержанном в единой цветовой гамме, удивительно ритмичном, и в то же время дарящем зрителю возможность самых широких ассоциаций.

    Работы А.Майорова отличает своеобразная игра автора с фактурой - он как бы «состаривает» холст, поверхность которого трескается, «плывет» и сквозь эту пелену просвечивают не лица, а скорее лики героев. «Виноградник был. (Из Песни Песней)» (2002), «Портреты свечей» (2004) и другие работы исполнены именно в этой манере.

    Следует сказать об удивительной декоративности работ художника, которая не затмевает значимости внутренней наполненности картин, но делает их по-настоящему красивыми. Живущие в пространстве интерьера эти работы становятся доминантами, им начинает мешать все лишнее, они тактично требуют освобождения пространства и сведения деталей до минимума, что делает интерьер осмысленным и благородным.

    Следует отметить, что при всей узнаваемости творческой манеры, персонажей и тематики произведения художника, отражая «диалектику его души», (вспоминая выражение Л.Толстого), удивляют многообразием. А.Майоров не любит открытых новаций, он осторожно меняет палитру и композицию, не модничает, эволюция его творчества лишь частично отражает глубокий внутренний мир автора. Однако, при сравнении картин, написанных в течение хотя бы последних десяти лет, видим поиски художника как содержательно-образные, так и формально-стилистические.

    Можно выделить любимые автором символические предметы, которые неназойливо и мягко встречают зрителя в создаваемом художником мире. Таковы часы – знак преходящего времени, при этом они реалистически добротно написаны. «Спасенное отражение» (2005) - одна из последних по времени создания картин - в этом плане продолжает художественные поиски автора и в то же время открывает новое. В зеркальце, которое держит невидимая рука, отражен паровозик, бодро тянущий состав, казалось бы, милое ретро, но часы – какое время они отсчитывают? Время счастья и покоя, надвигающейся беды, что удалось спасти - только отражение или само явление? Куда едут, «трясясь в прокуренном вагоне», пассажиры?

    Продолжает тему предметов-знаков и картина «Единственный ключ» (2005), где, пожалуй, впервые ключ не просто «Живет» в пространстве картины, замыкая или отмыкая уста художника, но «летит» над домами небывалого городка, как бы ища ту единственную дверь, за которой - счастье? Любовь? Покой?

    В этом же ряду - развития образной системы и привнесения в нее нового - картины «Новогодие мастера» и «Колокол сердца» (обе 2005). Встречаемся со старыми любимыми персонажами – «бородачами», которые с первых работ художника вводили зрителя в мир его ассоциаций и ценностей, как и раньше они мастера и созерцатели, но интонация изменилась - стала более тонкой, задумчивой, грустной. Колокол сердца замыкается ключиком в форме сердца, не тот ли это единственный, который мы только что видели? Почему же мастер так серьезен, шарик вернулся, а «он - не такой»? Однако на заднем плане странное здание, к окну которого приставлена лестница - может быть, это колокольня, которую все же увенчает колокол?

    Герои произведений А.Майорова созерцательно-задумчивы, даже собравшись вместе, они сосредоточенны. В картине «Поймавшие черепаху» (2006) действие остановлено, ибо каждый персонаж занят своим делом. Можно считать эту картину наиболее повествовательной среди последних по времени создания работ художника (наряду с «Красавицей и поварами» и «Купанием короля»). Черепаха, как известно, по старинным поверьям держала на своей спине земную твердь. Что поймали, остановили герои картины? Кто они - антиподы волхвов, охотники? Обладающие достаточно яркой психологической характеристикой, что несут они - добро или зло? Зритель решит это сам.

    Важной для понятийно-образной системы мира Майорова темой можно считать и тему дороги.

    В русской культуре тема пути, дороги традиционно понимается как жизненный путь и поиск приюта.

    Эти мотивы - выбор колеи, дом, «ждущий и обнимающий» странника в любое время, Женщина, идущая рядом, - можно встретить во многих произведениях Александра Майорова. В картине «Прохожие? Пилигримы?» (2006) она звучит несколько иначе. Думается, что фигуры путников воплощают триединство времени - один из них оглядывается назад, другой сосредоточен на том, что впереди, центральная фигура устремлена вперед, но острый колпак на его голове обращен назад. Настоящее немыслимо без прошлого и обращено к будущему, которое скрыто от нас, неведомо, отделено так же, как и пейзаж-фон от путников отделен невысокой каменной оградой.

    Композиционно интересно решение картины - тема треугольника, пирамиды повторяется в пейзаже, уравновешивая движение и соединяя, передний и задний планы.

    По непростой дороге идет художник, устремляясь вперед и не забывая то, что осталось позади. Прохожий...





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 2546 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Тула?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    T u l a m e n . r u
     Издательство: Тульский патриот.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Тула, ул. Советская, д. 68.
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта tulamen.ru рассказать о славной истории города Тула, об известных жителях города-героя Тулы. Распространяя информацию о «Городе Герое ТУЛА», Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Тула.
    Сделаем город Тулу лучше совместными усилиями
    .