Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 
    Архив сайта
    Декабрь 2014 (2)
    Ноябрь 2014 (6)
    Октябрь 2014 (4)
    Сентябрь 2014 (4)
    Август 2014 (5)
    Июль 2014 (4)
    ТОЛСТИКОВ Евгений Иванович - герой-полярник
    Автор: История_Тулы | 25-12-2010, 01:11


    В ряду замечательных полярных исследователей достойное место принадлежит нашему земляку Евгению Ивановичу Толстикову.

    Когда в 1930 г. 17- летний Евгений Толстиков окончил 13- ю среднюю школу Тулы, он еще не ответил себе на известный вопрос юности: "Кем быть?" Решил идти на оружейный завод. Физически крепкий, смышленый и общительный паренек быстро вошел в рабочий коллектив, овладел специальностями слесаря - моториста и токаря. В 18 лет он стал ударником и уже учил токарному делу других ребят. Свободное время отдавал спорту: увлекался баскетболом и волейболом, защищал честь Тулы в составе сборной по водному поло. Любил велосипед и нередко совершал поездки в Ясную Поляну. Три года работал Евгений Толстиков на оружейном заводе, который стал отличной жизненной школой для будущего полярного исследователя.

    У каждой эпохи есть свои любимые герои, ими грезят мальчишки, по их пути идут самые смелые парни. В 30- х годах такими кумирами были полярники; вся страна с волнением следила тогда за освоением Северного морского пути. В 1932 г. мир облетело известие, что советский ледокольный пароход "Сибиряков" впервые в истории прошел за одну навигацию из Атлантического океана в Тихий через льды Арктики. Имена академика Шмидта, капитана Воронина, профессора Визе не сходили со страниц газет и журналов. В том году Евгений Толстиков окончательно решил, что должен стать полярником. Вскоре мечта начала осуществляться: его приняли в Московский гидрометеорологический институт.

    Заводская закалка сразу дала себя знать - Толстикова избрали старостой студенческой группы, и он проявил себя как способный организатор. Учился хорошо, диплом защитил на отлично.

    "В 1937 году, - вспоминал Евгений Иванович Толстиков, - после окончания института я поехал работать на далекую Чукотку, на полярную станцию Мыс Шмидта. Почему я туда поехал? При защите диплома меня рекомендовали в аспирантуру. Я мог бы остаться в Москве, но меня влекла жажда путешествий, работа в трудных условиях, новые места, Арктика".

    На Чукотку Евгений Иванович Толстиков поехал не один: вместе с ним отправилась его жена Нина, тоже синоптик. Семь лет зимовали они на полярной станции, изо дня в день в строго определенные часы выполняя одну и ту же, казалось бы, однообразную, но очень нужную работу метеоролога. В Арктике синоптик - первый человек, "бог погоды", от него зависят, на него возлагают надежды люди самых разных профессий. В годы войны синоптики обслуживали не только проводку судов в восточной Арктике, но и воздушный мост СССР - США, имевший большое военное значение.

    В 1945 г. Евгений Иванович Толстиков защитил в Ленинграде диссертацию по материалам своих семилетних наблюдений за атмосферными процессами в восточном секторе Арктики.

    После войны полярные исследования развернулись с новой силой. В 1946-1953 гг.Евгений Иванович Толстиков участвует в нескольких экспедициях на ледоколах и самолетах, совершает посадки на лед в центральной Арктике и быстро выдвигается в число ведущих советских полярников. В 1954 г. он назначается начальником дрейфующей станции Северный Полюс -4.

    Одновременный дрейф СП -3 и СП -4 проходил в сложных условиях постоянного торошения льда, образования опасных для лагеря трещин. Выполнение программы научных исследований требовало от полярников большого мужества, предельного напряжения сил. Однако систематически велись метеорологические наблюдения, запускались радиозонды и шары - пилоты, определялись глубина океана, направление и скорость течений, температура и химический состав воды. Регулярно пополнялась коллекция образцов донных пород и морских организмов. Больше всего неожиданностей приносили сведения о направлении и скорости дрейфа: льдина двигалась по сложной ломаной линии, не только перемещалась, но и вращалась, что нередко озадачивало наблюдателей: им казалось, что ветер неожиданно менял направление.

    ТОЛСТИКОВ Евгений Иванович - герой-полярник

    За год станция СП -4 прошла более 2600 километров.

    За мужество, выдержку и находчивость начальнику СП -4 Евгению Ивановичу Толстикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В 1957 г. его назначили начальником Третьей Советской Антарктической экспедиции. Задачи экспедиции были сложны и многообразны: продолжение работ по программе Международного геофизического года, организация и строительство станции Советской в районе Полюса относительной недоступности Антарктиды, организации круглогодичной работы станций Восток и Комсомольская, изучение внутренних районов шестого континента.

    В ноябре 1957 г. дизель - электроход "Обь" доставил в Антарктиду участников экспедиции и 3600 тонн грузов. Разгрузка продолжалась целый месяц: "Обь" не могла подойти к берегу, снаряжение перевозилось тракторами через ледовый припай шириной 33 километра. Однажды шторм взломал припай, часть грузов оказалась на разных льдинах, утонули самолет, трактор, несколько саней. К счастью, люди не пострадали. Лишь в конце декабря экспедиция развернула свою работу.

    23 декабря Евгений Иванович Толстиков с небольшой группой ученых вылетел в разведывательный полет к Полюсу недоступности. Через восемь часов самолет летчика В. М. Перова достиг цели, сделал круг над Полюсом и повернул к Мирному.

    До начала зимы произвели смену зимовщиков на внутриконтинентальных станциях Пионерская, Комсомольская и Восток, основали новую станцию Советская. Санно - тракторный поезд доставил на все станции грузы, пройдя за 69 дней около 4000 километров. В конце апреля наступила полярная ночь. 25 августа были зарегистрированы самые низкие температуры из когда - либо наблюдавшихся на Земле: на станции Комсомольская - минус 81, на станции Восток - минус 87, 4.

    С наступлением весны, в октябре, к Полюсу недоступности вышел санно - тракторный поезд во главе с Е. И. Толстиковым. Через полтора месяца, пройдя более двух тысяч километров по снежной целине, поезд прибыл в заветную точку, сердце Антарктиды. Здесь советские полярники создали временную станцию Полюс недоступности, установили бюст В. И. Ленина и подняли Государственный флаг СССР. Две недели на станции проводились научные наблюдения, после чего поезд вышел в обратный путь.

    Поход к Полюсу недоступности вошел в летопись подвигов советских полярников: он проходил на больших высотах (до 4000 метров над уровнем океана), при сильных морозах и разреженном воздухе, ознаменовался рядом крупных географических открытий. Главным результатом этого похода явилось выяснение мощности ледового покрова и рельефа его ложа. Толщина льда определялась сейсмическим зондированием и оказалась огромной - до 3770 метров. Между станцией Советской и Полюсом недоступности был обнаружен подо льдом горный массив высотой около 3000 метров над уровнем океана.

    В том же 1958 г. Евгений Иванович Толстиков возглавил первый в истории советской авиации трансконтинентальный перелет через Южный географический полюс. Самолет вылетел из Мирного, прошел над Южным полюсом, пересек Антарктиду и через 13 часов 55 минут приземлился на американской научной станции Мак - Мердо. Во время полета ученые произвели ряд наблюдений, в том числе составили профиль рельефа Антарктиды по всему маршруту.

    Последние месяцы работы Третьей Антарктической экспедиции памятны спасением бельгийских полярников. 11 декабря 1958 г. в Мирном было получено тревожное сообщение с бельгийской станции Бодуэн о том, что в районе Кристальных гор пропал самолет, а отправленный на его поиски спасательный вездеход провалился в трещину. Из Мирного немедленно вылетел самолет на помощь бельгийцам. Через четыре дня упорных поисков советские летчики нашли потерпевший аварию самолет, а вскоре обнаружили и его экипаж, направлявшийся пешком на станцию Бодуэн. Евгений Иванович Толстиков и все участники спасательной операции были награждены бельгийскими орденами.

    В последующие годы Евгений Иванович Толстиков работает заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Он возглавляет научные работы в Арктике и Антарктиде, в морях и океанах. Под его редакцией вышли два тома Атласа Антарктики, обобщившего результаты советских исследований ледового континента. За этот труд доктор географических наук. И. Толстиков удостоен Государственной премии СССР.

    В 67 лет Евгений Иванович Толстиков вновь побывал в Антарктиде. На этот раз он возглавил воздушную экспедицию на самолете ИЛ -18, которая ставила своей задачей выяснить возможность организации воздушного моста СССР - Антарктида и посадки тяжелых самолетов на снежно - ледовые аэродромы. Теоретические расчеты показывали, что посадка ИЛ -18 на уплотненный и укатанный снежный фирн возможна.

    10 февраля 1980 г. самолет поднялся с аэродрома Внуково и взял курс на Антарктиду. В пути сделали посадки в Одессе, Каире, Адене и Мапуту. 13 февраля вышли на участок маршрута, где еще никогда не летал самолет. Прошли ревущие сороковые широты и вскоре через разрывы в облаках увидели айсберги. Самолет приближался к станции Молодежной. Наступил самый ответственный момент - выдержит ли посадочная полоса, не зароется ли самолет в снег? Командир самолета Е. П. Бунчин уверенно идет на посадку. Еще минуты - и многотонный колесный самолет садится, не оставляя даже следов на уплотненном фирне. Быстро подают трап, и у машины открывается митинг полярников. Все возбуждены: путь от Москвы до Антарктиды занял три дня с остановками, 27 летных часов, тогда как морской переход занимает 60-80 суток!

    Из Молодежной ИЛ -18 совершил перелет к Южному географическому полюсу и обратно через самое высокое место ледового материка - плато Советское (до 4000 метров над уровнем океана). Во время этого полета участники экспедиции выполнили комплекс наблюдений и открыли выходы коренных горных пород на куполе Антарктиды.

    23 февраля 1980 г. самолет вернулся в Москву, преодолев расстояние 45 660 километров, из них 10 тысяч - над Антарктидой.

    "Я дважды побывал на самолетах над Полюсом относительной недоступности и Южным географическим полюсом, - писал Евгений Иванович Толстиков.- Ходил ногами по обоим полюсам. А раз такое возможно, значит, шестой континент основательно изучен и освоен. Теперь можно говорить о еще более глубоком его изучении и хозяйственном освоении".

    Умер Евгений Иванович Толстиков в 1988 г.

    Д. М. Романов

    Источники и литература:

    Толстиков Е. И. На льдах в океане. Л. , 1957.

    Толстиков Е. И. Год в Антарктиде//Правда. 1959. 8 марта.

    Толстиков Е. И. В стране ледяного безмолвия//Наука и жизнь. 1959. № 7.

    Толстиков Е. И. Там, где сходятся меридианы//Наука и жизнь. 1960. № 2.

    Толстиков Е. И. На полюсах Антарктиды. Л. , 1980.

    Трешников А. Ф. История открытия и исследования Антарктиды. М. , 1963.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 4024 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Тула?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    T u l a m e n . r u
     Издательство: Тульский патриот.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Тула, ул. Советская, д. 68.
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта tulamen.ru рассказать о славной истории города Тула, об известных жителях города-героя Тулы. Распространяя информацию о «Городе Герое ТУЛА», Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Тула.
    Сделаем город Тулу лучше совместными усилиями
    .