Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    Архив сайта
    Декабрь 2014 (2)
    Ноябрь 2014 (6)
    Октябрь 2014 (4)
    Сентябрь 2014 (4)
    Август 2014 (5)
    Июль 2014 (4)
    МАКАРОВ Николай Фёдорович - конструктор стрелкового оружия
    Автор: История_Тулы | 27-12-2010, 21:39


    Макаров Николай Фёдорович - советский конструктор стрелкового оружия.

    Макаров Николай Фёдорович родился 9 (22) мая 1914 года в городе Сасово ныне Рязанской области в многодетной семье железнодорожного машиниста. Русский. Беспартийный.

    Окончив 5 классов средней школы, Макаров Николай Фёдорович поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Рязани, которое готовило рабочих для железнодорожной дороги. По окончании ФЗУ получил специальность слесаря и в 1931-1935 годах работал слесарем по ремонту паровозов паровозоремонтного депо в Сасово. С 1936 года обучался в Тульском механическом институте.

    С началом Великой Отечественной войны в 1941 году Макаров Николай Фёдоровичбыл отозван с преддипломной практики, ему была присвоена квалификация инженера, но диплома он не получил. Молодой специалист получил распределение в город Загорск Московской области, где было организовано производство пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ). Трудовая деятельность на этом предприятии началась для него с должности сменного мастера. Немного позже завод был эвакуирован в город Вятские Поляны Кировской области. Работая на этом предприятии,Макаров Николай Фёдоровичпрошёл путь от мастера до ведущего конструктора.

    В 1943 году начал самостоятельную конструкторскую деятельность с принятия участия в конкурсе на проектирование нового патрона для армии. В этом же году Н.Ф.Макарову, как проявившему способности инженеру, дали возможность продолжать прерванную войной работу над дипломным проектом и защитить её. Макаров Николай Фёдорович меняет прежнюю тему диплома и начинает проектировать автомат. Дипломный проект защищает на «отлично». Но в это время уже началось производство пистолета-пулемета Судаева (ППС) и автомат Макарова в серию не выпустили.

    После Победы, в 1945 году Н.Ф.Макаров перешёл на работу в ЦКБ-14 (ныне ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», город Тула), где стал работать над новым самозарядным пистолетом для Вооружённых Сил. Как уже известно, этим пистолетом стал легендарный ПМ. Н.Ф.Макаров подготовил два образца: ТКБ-412 под патрон 7,62 мм и ТКБ-429 калибра 9 мм. В 1949 году на Ижевском механическом заводе была выпущена первая испытательная партия пистолета. Пистолет ТКБ-429 калибра 9 мм был принят на вооружение в 1951 году под названием «Пистолет Макарова» (ПМ), а с 1952 начался его массовый выпуск. Сегодня можно сказать, что создание пистолета стало самым значительным достижением Н.Ф.Макарова. Сам конструктор объяснял это тем, что отдавал работе над пистолетом много сил в процессе его производства. На сегодня ПМ - единственный в мире пистолет, успешно проходящий испытания в «комбинированных условиях», когда образец испытывается последовательно в условиях запыления, под дождем, с протертыми деталями и снова в пыли. ПМ по лицензии выпускался во многих странах (Болгария, ГДР, Китай), а также Польша, Венгрия и Чехословакия выпускали свои собственные образцы пистолетов под тот же патрон 9х18мм ПМ. Число выпущенных ПМ, в нашей стране и за границей, по подсчетам специалистов превысило 10 млн. штук.

    Помимо работы над пистолетом Н.Ф.Макаров занимался разработкой авиационных пушек и противотанковых управляемых ракет. Некоторые из его проектов были приняты на вооружение в армии. Так, совместно с конструктором Н.М.Афанасьевым, он участвовал в разработке 23-мм авиационной пушки (АМ-23, "АМ" означает "Афанасьев - Макаров"). Работа над АМ-23 шла в упорной борьбе с разработкой конструктора Б.Г.Шпитального. Проектируя АМ-23, Н.Ф.Макаров сделал более 60 изобретений и на все им были получены авторские свидетельства. При этом он долго занимался вопросом амортизации оружия при стрельбе. Основной проблемой оставалось снижение скорости и высоты бомбардировщика, если он давал залп из всех пушек. Пружинные амортизаторы разваливались от двух-трех очередей. Было принято новаторское решение - в казенной части пушки разместили специальную поршневую камеру, куда при выстреле отводилась часть пороховых газов и компенсировала усилие отдачи. Амортизатором стали сами газы. С момента разработки до выпуска серийного образца АМ-23 Н.Ф.Макарову объявили 44 выговора сразу. Он, как ведущий конструктор и человек высокой ответственности и морали, принимал все недоработки и ошибки своих подчиненных на себя. В 1954 году АМ-23 была принята на вооружение (устанавливалась на самолетах Ту-16, Ту-95, М-3, М-4, АН-8, АН-10, БЕ-6, БЕ-8). В 1953 году было собрано всего 56 пушек, в 1954 – уже 1031, в 1955 - 3946 , а в 1956 году уже 2786. Авиационная пушка АМ-23 была снята с вооружения в 1972 году, выпускалась более 25 лет, что является очень высоким показателем для стремительно меняющегося авиационного вооружения.

    В период 1958-1960 годов в стране происходит переход от систем поражения артиллерийского типа к управляемым снарядам (УР) (комплексам управляемого вооружения). Н.Ф.Макаров приступил к работам по созданию принципиально новых для себя видов вооружения. Ряд его разработок не имели успеха. Но в итоге при непосредственном его участии, на основе новейших для того времени, достижений науки и техники был разработан, освоен в серийном производстве и сдан на вооружение армии ряд высокоэффективных образцов вооружения, таких как «Фагот», «Конкурс» (приняты на вооружение армии в 1970 и в 1974 году соответственно). За непосредственное участие в разработке «Фагота» и большой вклад в области оборонной техники Н.Ф.Макаров получил Государственную премию и звание Героя Социалистического Труда.

    За большие заслуги в создании образцов новой военной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1974 года Макарову Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    С 1974 года - Макаров Николай Фёдорович на пенсии. Жил в городе-герое Туле. Избирался депутатом Тульского областного Совета депутатов трудящихся, продолжительное время являлся членом областного Совета НТО "Машпром". Продолжал активную творческую работу, в частности, изобрёл машинку для закатывания консервов (изготовил по просьбе жены).

    Скончался Макаров Николай Фёдорович 13 мая 1988 года после тяжелой болезни (перенёс семь инфарктов). Похоронен в Туле на 1-м Городском кладбище.

    Макаров Николай Фёдорович - лауреат Сталинской премии (1952), Государственной премии СССР (1967), лауреат премии имени С.И.Мосина.

    Макаров Николай Фёдорович награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

    9 мая 2009 года в Тульском государственном музее оружия открылась выставка, посвященная 95-летию со дня рождения конструктора оружия Н.Ф.Макарова. На выставке представлены созданные им образцы оружия, а также фотодокументы, отражающие основные этапы жизни и деятельности конструктора.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 3128 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Тула?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    T u l a m e n . r u
     Издательство: Тульский патриот.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Тула, ул. Советская, д. 68.
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта tulamen.ru рассказать о славной истории города Тула, об известных жителях города-героя Тулы. Распространяя информацию о «Городе Герое ТУЛА», Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Тула.
    Сделаем город Тулу лучше совместными усилиями
    .